Говард Рорк улыбался.
Он стоял на обзорной площадке здания Винанда, ждал, глядя вдаль, туда, где линия океана встречается с горизонтом. Яркое полуденное солнце слепило глаза, и Говард щурился, осматривая очертания домов, улиц. С высоты небоскреба улицы казались крохотными трещинами каньонов, не было видно автомобилей, людей, лишь неодушевленная форма. Город ощутимо поменялся за последние годы, прогресс шел вперед, люди из провинций стекались в Нью-Йорк ручьем в поисках работы, жилья, лучшей жизни.
Многое уже было сделано, многое было позади, крестовый поход Говарда Рорка близился к концу, он возвращался с победой, с поднятыми знаменами, дальше оставалось жить, жить и строить, искренне и честно - так, как он стремился делать это с самого начала.
Говард улыбался, вспоминая Кортланд. Проект остался безукоризненным на бумаге, Рорк выжал максимум из пространства и материалов, отданных ему в распоряжение. Это было действительно дешевое жилье, прибыльное для застройщика, проект-мечта, которому так и не удалось увидеть мир. Развалины еще не до конца убрали после взрыва, вокруг земли по-прежнему велись переговоры и торги, что будут строить, еще не определились.
Рорк помнил тот день, первый и последний раз, когда он убил собственное творение. Проект был испорчен, загублен сам принцип, идея, на которой он был спроектирован и создан, как на фундаменте. Питер оказался слишком слаб духом, всегда был слишком слаб, и созданный Говардом проект, совершенный и оконченный сам по себе, использовали как каркас. Поверх безупречного скелета вырастили уродливую массу. Именно тогда умер Кортленд, когда кучка архитекторов взялась за доработки, когда изначальный принцип и назначение - строгой, исключительной функциональности - был забыт и предан. Говарду ничего не оставалось, он не мог позволить этому выкидышу жить. Не осознавая, что он выстроен поверх его чертежей, поверх его Идеи. Взорвав Кортленд, он принес себя в жертву - только потому, что не мог принести в жертву дело всей своей жизни.
Он помнил, как содрогнулось под ногами. Ноздри резануло запахом цемента, сырой земли и гари. Говард стоял на берегу реки, до боли в пальцах сжимая руками рычаг взрывного устройства, и смотрел, как жилой район, пока незаселенный, пока пустующий, плавно оседает вниз, утопая в облаке дыма, огня и пыли. От грохота заложило уши, и как подъезжал автомобиль полиции, Говард не слышал, просто выпустил из рук рычаг - для того, чтобы протянуть их вперед, вверх внутренней стороной запястий. Его должны были арестовать, его арестовали.
Все, что происходило после, было правильно, он во второй раз был замешан в скандальном судовом разбирательстве, но впервые - в настолько масштабном.
Впервые его защищали настолько яростно, впервые это делал человек, который раньше не пошевелил бы и пальцем для него, для такого, как он.
Впервые Говард заговорил и говорил так долго, настолько в открытую перед людьми, большинство из которых не поняло ни слова.
Он осознавал, что отказ от адвоката мог сыграть ему не на пользу, он не знал, что его оправдают, не ждал этого. Рорк никогда ничего не ждал от людей, не рассчитывал, не тот у него был нрав. Он уловил, что произошло, в глазах одного из присяжных, когда они вернулись после короткого совещания. И осознал, что это была победа, не его над Тухи, нет, это было кое-что гораздо более значительное, важное, пусть даже пока что - единичный прецедент. Это была победа индивидуальности, личности, ценности человеческого над монстром коллективного, общего. Ничейного.
Во всем этом Рорка не устраивал только тот факт, что вместе с Тухи отчего-то проиграл Винанд. Говард помнил тот день, последнюю их встречу, бледное, спокойное, как восковая маска, лицо Гейла. "Воздвигни его как памятник той духовной силе, которая есть у тебя… и которая могла быть у меня." Винанд всегда выражался настолько точно, его слова оседали в голове ровно на своих местах, как камни на дно, и оставались на месте. Говард их не забывал никогда.
Он выполнил просьбу Винанда, и со свойственной ему страстью принялся за строительство самого высокого в городе - да что там, в мире - здания. Не было нужды пытаться понять, для кого он строит, и каким именно должен быть его небоскреб, Рорк понимал Винанда, как, возможно, его не понимал никто. Наверное оттого и получил полную свободу действий.
Небоскреб из стекла, бетона и металла получился монументальным. Возвышающийся над городом, со строгим, зауженным кверху силуэтом, он вспарывал небо тонким шпилем и сверкал в лучах солнца, точно целиком отлитый из стали. Его было видно издалека и, проходя у подножья небоскреба, люди задирали головы вверх в тщетной попытке не сосчитать, но хотя бы охватить взором бесконечную череду этажей-окон. Он смотрелся дерзко посреди города, приковывая к себе внимание, запоминался, он не оставлял безразличных - его критиковали и им восхищались. Он крепко стоял на своем месте, несмотря ни на что, он требовал от людей, от города - большее, старомодно классические здания, выстроенные под кальку, смотрелись рядом с ним смехотворно - об этом могли молчать, но видно это было всем; каждый хотел получить офис в здании Винанда, это было провокационно, слишком смело, нагло, и в то же время, целиком справедливо. Все взгляды, все внимание, трепет при взгляде на этого атланта - все было получено по праву.
Это и была цель Говарда Рорка: если бы Гейл Винанд был отлит из стекла и металла, и родился в этом мире зданием, он бы выглядел именно так.
[NIC]Howard Roark[/NIC][STA]архитектор[/STA][AVA]http://s9.uploads.ru/Q4a7e.jpg[/AVA][SGN] [/SGN]